Теперь, в балаганчике, у куклы был совершенно иной вид.
Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, вы бы сказали, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.
Затем дальше. Куда же девалось её прежнее велико лепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, благодаря которому каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, пред ставьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, до статочно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не думайте, что от этого простого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу.
Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милей принцессы, тем более что принцессы иногда превращаются в лягушек или, на оборот, лягушки превращаются в принцесс.
1. Определите тему текста. В каком предложение она заявлена? Укажите ключевые слова. Какие это части речи?
2. Определите тип речи. Сколько в тексте смысловых частей?
3. Определите стиль текста. Укажите эпитеты, метафоры. Сравнения, слова, выражающие оценку
3. Распределите все существительные текста (в начальной форме)по рубрикам таблицы
Мужской род Женский род Средний род
1. Красота бывает разной. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милей принцессы, тем более что принцессы иногда превращаются в лягушек или, на оборот, лягушки превращаются в принцесс.
2. Описание с частями рассуждения.
3. Публицистический. Замарашки, принцессы, превращаются в лягушек.
4.(3) м. Р. Балаганчик, вид, след, шёлк, наряд, воротник, взгляд.
ж. Р. Кукла,
Спишите предложения, заменяя прямую речь косвенной.
1) Левицкий пошел было туда - Валерия тотчас прогнала его: "Тетя одна чистит вишни, извольте идти помогать ей!" 2) " А богатство- то какое!" - думал он, мучительно сидя с поднятыми коленями на голом дне телеги, на клоке соломы, крытом веретьем, и оглядывая улицу. 3) Она несвязно выговаривала: " Нет, неправда, неправда, он хороший... Он несчастный, но он добрый, великодушный беззаботный..."4) " Странный город!" - говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. 5) Человек оказался очаровательный: детски наивный гигант всю дорогу повторял: " Глаза бы не глядели! Слезы!" 6)"Непонятно, почему, - говорила она в раздумье, гладя мой бобровый воротник, - но, кажется, ничего нее может быть лучше запаха зимнего воздуха, с которым входишь со двора в комнату..."7) Хотелось крикнуть: "Возьмите меня с собой!" 8) "Чудесный старик, чудесный дом", - думал я, входя за ним в столовую, в открытые окна которой глядела зелень бренного сада и все летнее благополучие деревенской усадьбы. 9) "Он рехнулся!"- подумал он, бессмысленными глазами следя за братом, зажигавшим лампу. (И. Бунин)
Основные понятия по косвенной речи
Пример:
1. Товарищ сказал: „Я подожду" (выделенные слова — прямая речь).
2. Товарищ сказал, что он подождёт (выделенные слова — косвенная речь).
В русском языке при замене прямой речи косвенной нужно обращать внимание на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаём чужие слова от своего имени, например:
Прямая речь:
•„Мы знаем, за что боремся",— говорили рабочие.
•„По моему мнению, эту работу можно выполнить",— заявил мастер.
Косвенная речь:
•Рабочие говорили, что они знают, за что борются.
•Мастер заявил, что, по его мнению, эту работу можно выполнить.
При замене прямой речи косвенной употребляются союзы «что» и «чтобы», например:
Прямая речь:
•„Погода будет отличная", — подумали охотники.
•„Приходи завтра, " — сказал мне товарищ.
Косвенная речь:
•Охотники подумали, что погода будет отличная.
•Товарищ сказал мне, чтобы я приходил завтра.
Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение с вопросительными местоимениями и наречиями, то при замене её речью косвенной эти местоимения и наречия превращаются в союзные слова.
Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение без вопросительных местоимений и наречий, то при замене вводится союз-частица «ли», например:
Прямая речь:
•„Который час? " — спросил я.
•„Куда едете? " — спросили мы встречных.
•„Решишь ты эту задачу? " — спросил я товарища.
Косвенная речь:
•Я спросил, который час.
•Мы спросили встречных, куда они едут.
•Я спросил товарища, решит ли он эту задачу.
Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится
В предыдущем ответе перед куда ставится запятая.
(Мне кажется это не правильно)
Пётр был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источникам государственного богатства. Подобными хозяевами были и его предшественники, цари старой и новой династии; но те были хозяева-сидни, белоручки, привыкшие хозяйничать чужими руками, а из Петра вышел хозяин-чернорабочий, самоучка, царь-мастеровой.
Если Пётр спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он собрался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он ещё много не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Охота к рукомеслу развила в нём быструю сметливость и сноровку: зорко вглядевшись в незнакомую работу, он мигом усвоял её. Он хотел узнать и усвоить всякое дело. С летами он приобрёл массу технических познаний. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до четырнадцати ремёсел. Но выше всего ставил он мастерство карабельное. И Пётр достиг большого искусства в этом деле, современники считали его лучшим мастером в России. Он был не только зорким наблюдателем и опытным руководителем при постройке корабля: он сам мог сработать корабль с основания до всех технических мелочей его отделки. Он гордился своим искусством в этом мастерстве и не жалел ни денег, ни усилий, чтобы распространить и упрочить его в России.
Был(несов, в)
были(несов, в)
хозяйничать(несов, в)
вышел(соверш, в)
спал(несов, в)
не ехал(несов, в)
не пировал(несов, в)
не осматривал(несов, в)
строил(несов, в)
не сходили(несов, в)
собрался(соверш, в)
не знал(несов, в)
хватался(несов, в)
развила(соверш, в)
усвоял(соверш, в)
хотел(несов, в)
узнать(соверш, в)
усвоить(соверш, в)
приобрел(соверш, в)
вывели(соверш, в)
знал(несов, в)
ставил(несов, в)
достиг(несов, в)
считали(несов, в)
мог(несов, в)
сработать(соверш, в)
гордился(несов, в)
не жалел(несов, в)
распространить(соверш, в)
упрочить(соверш, в)
(не)и(с, сс)…каемый опт…мзм, продр…жал от страха, сильное раздр…жение, (н…)(от)куда не появился, гл…дит (ис)(под)лобья, ровес(?)ники и сверс(?)ники, пр…в…легии студентам, повыше(н, нн)ая ст…пендия, об и(с, сс)ку(с, сс)тве(н, нн)ом ор…шении, (по)весеннему радос(?)ный, и(с, сс)ку(?)но сдела(н, нн)ая, изб…рать в пр…з…д…ум, наши ветераны, довое(н, нн)ые трущ…бы, пр……д…левать пр…пятствия, слыш…тся (из)далека, (н…)кого (не)ра(с, сс)прашивая, распол…жились (не)(в)дал…ке, увелич(?)те (в)трое.
3. Спишите предложение, вставляя пропущенные знаки препинания и буквы. Выпишите из предложения все возможные словосочетания и определите вид подчинительной связи.
Голуби плавно опис…. Вая широкие круги вздымаются в голубую глубину неба и плавно плывут пр…вращаясь в серебр…(н, нн)ых.
Определите стиль языка и докажите свой ответ.
Неиссякаемый оптимизм (согласование), подражал от страха ( управл.), ниоткуда не появится (примыкание), глядит исподлобья (примыкание), ровесники и сверстники ( связи нет, это не словосочетание), привилегии студентам (управление), повышенная стипендия (согласование), об искусственном орошении (соглас), по-весеннему радостный (примыкан), искусственно сделанная (примыкан), избирать в президиум (управл), наши ветераны (соглас), довоенные трущобы ( соглас), преодолевать препятствия (управл), слышится издалека (примык), никого не расспрашивая (примык), расположились невдалеке (примык), увеличите втрое (примык)
2. Голуби, плавно описывая широкие круги, вздымаются в голубую глубину неба и плавно плывут, превращаясь в серебряных.
описывая круги- управл., широкие круги- соглас., вздымаются в глубину - управл., в голубую глубину- соглас., в глубину неба- управлен., плавно плывут - примык., превращаясь в серебряных - управл.
Стиль- художественный (применение художественных средств: голубая глубина неба, плавно плывут, превращаются в серебряных)