I. Если я дерево, то вы — мои корни и моя крона одновре¬менно.
II. Невесело на свете жить, коль сердцу некого любить.
III. Но страшен миг, когда стремленья нет.
IV. Приятель мой и проводник еще спали, когда я проснул¬ся и потихоньку вышел из дома.
V. Никто в отряде не знал, что Левинсон может вообще ко¬лебаться.
VI. Когда в товарищах согласья нет, не прочитать им и «Квартет».
VII. Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нуж¬но хорошо и глубоко узнать его прошлое.
VIII. Жизнь почти потеряла бы свой смысл, если бы моло¬дость не знала работы старших поколений.
IX. Я всегда считал, что свобода сильнее страха смерти.
X. Дружба ребят перешла в такие отношения, когда они и дня не могли прожить, не видя друг друга.
1. Придаточное определительное.
2. Придаточное изъяснительное.
3. Придаточное времени.
4. Придаточное условное.,
5. Придаточное цели.
I. 4. Придаточное условное.,
II. 4. Придаточное условное.,
III. 1. Придаточное определительное.
IV. 3. Придаточное времени.
V. 2. Придаточное изъяснительное.
VI. 4. Придаточное условное.,
VII. 5. Придаточное цели.
VIII. 4. Придаточное условное.,
IX. 2. Придаточное изъяснительное.
X. 1. Придаточное определительное.
Текст 1
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в
образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя
пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы
хозяева тяготились гостями, теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и
гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются
уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи
друзей становятся редкими.
Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает
избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью
населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном
зале библиотеки.
Казалось бы, такая избыточность общения и стремление к обособленности должны свести
потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с
друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам
всегда есть с кем поделиться радостью и есть к кому обратиться за помощью в самую трудную
минуту.
Текст 2
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть
связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце.
Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого
внимания, как виртуальные, но, несмотря на все появляющиеся новинки такие, как телефоны и
компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде.
Ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть
и даже приобретать жизненный опыт.
Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём
положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим,
сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку,
помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а так же систему
ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек
негативной направленности.
Их существование согревает душу уверенностью, (какой?) (определительное) что нам всегда есть с кем поделиться радостью и есть к кому обратиться за помощью в самую трудную
минуту.
Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим,
сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку,
помня, (о чём?) (изъяснительное) что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а так же систему
ценностей и мировоззрений.
1)Мы не знали что он еще скажет.
2)Я собрал книги которые отложил раньше и подошел к библиотекарю.
3)Он спросил что мы будем делать летом.
4)Над долиной где мы ехали спустились тучи.
5)Все как будто бы ждали не будет ли он еще петь.
6)Временами дорога прорывалась через такую лощину что надо было идти согнувшись.
7)Смотритель осведомился куда надобно было ему ехать.
8)Что он еще чем-то взволнован ребята поняли сразу.
9)Сирень которую посадил еще прадед разрослась и весной благоухала на всю округу.
10)Из той деревни что находилась на краю леса вышли трое всадников.
1)Мы не знали, (чего?) что он еще скажет. Изъяснительное
2)Я собрал книги (какие?), которые отложил раньше, и подошел к библиотекарю. Определительное
3)Он спросил(о чем?), что мы будем делать летом. Изъяснит.
4)Над долиной какой?), где мы ехали, спустились тучи. Определительное
5)Все как будто бы ждали (чего? Не будет ли он еще петь. Изъясн.
6)Временами дорога прорывалась через такую лощину(какую?), что надо было идти согнувшись. Определительное
7)Смотритель осведомился(о чем?), куда надобно было ему ехать. Изъясн.
8)Что он еще чем-то взволнован, ребята поняли сразу.(что?) изъясн.
9)Сирень(какая?), которую посадил еще прадед, разрослась и весной благоухала на всю округу.(определит.)
10)Из той деревни (какой?), что находилась на краю леса, вышли трое всадников.(определит)
"Если читатели не забыли, мы пришли тогда к тому результату, что Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны."
Это СПП предложение с двумя придаточными.
Главное предложение:
Мы пришли к тому результату (подлеж -мы (местоим.), сказуем.-пришли(выражено глаголом)
1-ое придаточное предложение - Если читатели не забыли- УСЛОВНОЕ ПРИДАТОЧНОЕ (основа -читатели не забыли)(сущ, + глаг.) , присоед-ся с помощью союза ЕСЛИ , пркрепл- к глаг . (ПРИШЛИ при каком условии? ЕСЛИ НЕ ЗАБЫЛИ.
2-ое придаточное ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ, основа которого - Островский обладает - придаточн. присоед-ся союзом Что к указательн. слову К ТОМУ + сущ. РЕЗУЛЬТАТУ
- пришли к тому результату(какому?) что.....
придат. определит-ое всегда стоит после определ. слова
Схема... стрелки не могу нарисовать, не знаю, как
(Если читатели не забыли...),[мы пришли.... к тому результату] ,(что Остров. обладает....)