Подберите к данным глаголом глаголы другого вида. Выделите суффиксы. Укажите возвратные глаголы.
Образец: нырнуть - нырять
Глотать, прыгнуть, махать, шагнуть, кивать, зевать, чихнуть, кашлянуть, мелькать, стукнуть, кричать.
Включить, объединить, прогуляться, расступиться, восставать, останавливать, покорить
Глотать - глотнуть

прыгнуть - прыгать

махать - махнуть

кивать - кивнуть

шагнуть-шагать

зевать-зевнуть

чихать-чихнуть

кашлять - кашлянуть

мелькать - мелькнуть

стучать - стукнуть

кричать - крикнуть 

У глаголов несовершенного вида (что делать?) суффикс а и суффикс инфинитива ть. У глаголов совершенного вида - суффикс ну и соответственно ть.

включить - включать

объединить - объединять И-Я

прогуляться - прогуливаться Я-ИВА, возвратный

расступиться - не образуется, возвратный

восставать - восстать А-ВА

останавливать - остановить И-ИВА

покорять - покорить. И-Я

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Помогите сделать русский язык.
Определите вид глаголов.
замереть, задержать, переписать, вскочить, угадать, превратить, занять, посетить, прибавить, натереть, сравнить, организовать, прекратить, доверить, поразиться, обсудить, сбросить, проследить, обидеться.
Образуйте глаголы несовершенного вида, изменив суффикс в словах.

Все данные глаголы совершенного вида.
Несов. Вид: замирать, задерживать, переписывать, вскакивать, угадывать, превращать, занимать, посещать, прибавлять, натирать, сравнивать, организовывать, прекращать, доверять, поражаться, обсуждать, сбрасывать, прослеживать, обижаться.

Упр 5. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы: Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться. С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения. Упр 6. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий. Построить, услышать, завить, растаять. Упр 8 . Найдите предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами. Почему другие конструкции к ним не относятся? Расставьте знаки препинания. 1) Вернувшись в гостиницу он лег спать. 2) Своим делом он занимался спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь. 4) Петя шел засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. 6) Сережа молчал прислушиваясь к чему-то. 7) Семенов нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку.9) Ленивый сидя спит. 10) Думая о будущем не забывайте о настоящем. 11) Нина согласилась помочь мне скрепя сердце. 12) Подруги проговорили целый час не останавливаясь. 13) Наташа вышла из кабинета директора повесив нос. Упр 9 . Определите, в односоставных или двусоставных предложениях использованы деепричастия и деепричастные обороты. В каких типах односоставных предложений они встретились? 1) Заводят собак в городе, соблазнившись редкой их красотой. (В. Песков) 2) Теряя местные черты, новгородская культура приобретает черты общенациональные. (Д. Лихачев)3) Покидая чужую страну, на нее обреченно взгляну. (Р. Казакова) 4) Заметив мое пробуждение, бабушка улыбнулась. 5) Передвигали мебель, освобождая зал. (Б. Пастернак)6) Никогда не беритесь за последующее, не окончив предыдущего. (И. Павлов) 7) Читая эти страницы, невольно вспоминаешь Чехова. (И. Гофф) 8) И он, очнувшись, запел.9) Ланской успокоился, предлагая свои доказательства.10) Часто, взглянув на человека, представляешь себе его дом. Упр 10 . Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их . 1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2) У воды растут, наклонясь к ней, ивы. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.
От основы глаголов н. ф. сов. вида при помощи суффиксов – в, - ши, – а (- я). (Суффикс - вши больше употребляется в разговорной речи)
1) замирать- замирев- замирая( суф- ать, -в, -я,)

чувствовать - почувствовав- чувствуя ( -ать, -в, -я)

безмолвствовать - безмолвствовавший- безмолствуя ( -ать, -вши, -я)

наслаждаться - наслаждаясь- насладившись (-ать, -я, -вши)

расстилаться - расстилая- расстилавшийся. (-ать, -я, -вши)

Он сидел, замирев от страха, старался не двигаться.

Корабыль штормило, волны безмолствуя, подбрасывали его из стороны в сторону

Мы всегда радуемся, чувствуя приблежение весны, потому что хочеться тепла.

Она прекрасно играла на скрипке, наслаждаясь музыкой, он представлял как им будет хорошо вдвоём.

Уже наступил полдень, а расстилавшийся туман и не думал рассееваться.

2) Построить- построив , услышать- услышав, завивая, растаять- растаяв.

3) Упр 8 . 1) Вернувшись в гостиницу, он лег спать. 2) Своим делом он занимался, спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь.(нет оборота) 4) Петя шел, засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. (нет оборота) 6) Сережа молчал, прислушиваясь к чему-то. 7) Семенов, нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку. (нет оборота) 9) Ленивый сидя спит. 10) Думая о будущем, не забывайте о настоящем. 11) Нина согласилась помочь мне, скрепя сердце. 12) Подруги проговорили целый час, не останавливаясь. 13) Наташа вышла из кабинета директора, повесив нос. Упр 9 . Определите, в односоставных или двусоставных предложениях использованы деепричастия и деепричастные обороты. В каких типах односоставных предложений они встретились? 1) Заводят собак в городе, соблазнившись редкой их красотой.   (В. Песков)   2) Теряя местные черты, новгородская культура приобретает черты общенациональные.   (Д. Лихачев)3) Покидая чужую страну, на нее обреченно взгляну.   (Р. Казакова)   4) Заметив мое пробуждение, бабушка улыбнулась. 5) Передвигали мебель, освобождая зал.   (Б. Пастернак)6) Никогда не беритесь за последующее, не окончив предыдущего.   (И. Павлов)   7) Читая эти страницы, невольно вспоминаешь Чехова.   (И. Гофф)   8) И он, очнувшись, запел.9) Ланской успокоился, предлагая свои доказательства.10) Часто, взглянув на человека, представляешь себе его дом. Упр 10 . Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их . 1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2)Ивы растут у воды, наклонясь к ней. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.   




КТО МНЕ ПОМОЖЕТ ДАЮ

Дополните предложения.
1) Причастие -... Форма..., которая обозначает... И отвечает на вопросы.... 2) Причастия, как и глаголы, имеют.... 3) Причастия, как и прилагательные, имеют.... 4) Причастный оборот выделяется на письме.... 5) От глаголов I спряжения действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов... При помощи суффиксов..., от глаголов II спр.... При помощи суффиксов.... 6) Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов... От основы глаголов.... 7) Буква а (я) пишется в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, если причастие образовано от глагола..., е или и - если от глагола... 8) В предложении краткие страдательные причастия являются....

1. Причастие - форма глагола ( особая), которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопросы прилагательного   какой? Какая? Какое? Какие ?. Причастия могут быть совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, настоящего или прошедшего времени ( будущего нет ! ).  Могут быть действительными или страдательными. Имеют краткую или полную форма ( если страдательные ). Они изменяются по родам, числам, падежам  ( это непостоянные признаки.  Синтаксическая роль( определения, сказуемые, иногда - подлежащие).
 2. Действительные сами производят действия, а страдательные испытывают на себе  влияние со стороны другого предмета. Ученик, ВЗЯВШИЙ ( сам, действит.) портфель. ВЗЯТЫЙ ( не сам, страдат.) учеником портфель.
 3. Общее: они изменяются по числам, родам, имеют настоящее  и прошедшее время.  Отличие: падежи есть только у  полных причастий. Полные и краткие в предложениях могут быть сказуемыми, но полные еще и  бывают подлежащими или определениями.  
4.  Пишется ущ, ющ, ем, ом, если причастия образованы от глагола   первого спряжения, пишется им, ащ, ящ, если причастия появились от глагола второго спряжения. ВоркуЮЩий ( от ворковать, 1 спр.), изменяЕМый ( от изменять, 1 спр),  лечАЩий ( от лечить, 2 спр.), слышИМый ( от слышать,  2 спр., искл.).
 5 Пишется А, если в глаголе, от которого данное слово образовано, А. В остальных  случаях - е.  УкрашЕННый ( от украсить ), отремонтиров А ННый ( от отремонтиров А ть ).
6. В кратких страдательных причастиях пишется Н ( не исправлеНа( какова ? Краткое). В полных пишется НН, если оно образовано от глагола с приставкой ( ПРИкрепленный), если появилось от  глагола совершенного вида ( купленный от купить, сов. В.),  если  в слове есть суффиксы ОВА, ЕВА ( консервированный ), если к причастиям относятся зависимые слова ( сеяННая  кем-то ( з. С.) рожь.)
7. В кратких причастиях Н.  НН в кратких причастиях, которые образованы от глаголов и которые стоят  во мн. Ч. В женском роде или в среднем, если они образованы  от глаголов с приставками или с суффиксами ОВА, ЕВА. Маша РАСсеянна ( есть приставка, ж. Р ).
 8. Не - раздельно: с краткими причастиями ( не выполнено),  с полными, при которых есть  союз А ( не высохшая, а промокшая) или зависимое слово ( не напоенные никем( з. С.)). Не - слитно, если без НЕ не употребляются, если нет з. С. Или  противовпоставления с союзом А. ( негодующий взгляд ( нет з. С.), непонятый материал ( нет з. С., нет А )
 9. Причастие с зависимым словом - причастный оборот. Выделяется двумя запятыми, если стоит в  середине предложения после определямого слова, выделяется одной  запятой, если  стоит в конце предложения после определямого слова. Если находится  до определямого, то чаще всего запятые не ставятся ( за исключением тех случаев, когда оборот имеет обстоятельственное значение). /Оглушенный гулом самолетов /, Ваня опустил голову / ~~~~/  Почему опустил ? Ваня какой ? Запятая, так как есть значение причины.   Мишка( опред. Слова ), / ~~~ наряжаемый в костюм /. / Наряжаемый в костюм ~~/ Мишка собрался погулять. Мишка, /наряжаемый в костюм~~/, собрался погулять.

1) причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какая? Какой? Какое?.
2) причастия, как и глаголы имеют краткую форму.
3) причастия, как и прилагательные имеют род, число и падеж.
4) Причастный оборот выделяется на письме запятыми.
5) От глаголов I спряжения действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -ущ, -ющ, от глаголов II спр. Настоящего времени при помощи суффиксов -ащ, -ящ.
6) Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -вш-, -ш- от основы глаголов в инфинитиве.
7) Буква а (я) пишется в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, если причастие образовано от глагола в инфинитиве, е или и - если от глагола прошедшего времени.
8) В предложении краткие страдательные причастия являются сказуемыми.