Практические задания » Слова с безударной гласной- cтраница 6
Прочитай группы однокоренных слов. Напиши их в три столбика: существительные, прилагательные, глагол 1)Молчание, молчать, молчаливый. 2) Осилить, сила, силовой. 3)Говорить, разговорчивый, разговор 4) Белок, белить, белый. 5)Готовить, готовый, заготовитель. Поставь ударение. Обозначь точкой безударные гласные в корне, проверяемые ударением
Существительные: молчаниесиларазговорбелокзаготовительПрилагательные: молчаливыйсиловойразговорчивыйбелыйготовыйГлаголы: молчатьосилитьговоритьбелитьготовить Существительные... Заполните таблицу, выписав слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные буквы.
С безударной проверяемой гласной в корне
С безударной непроверяемой гласной в корне
С чередующейся гласной в корне
1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним.
2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей.
3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день.
4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса.
5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла.
1) с безуд пров. Гл. цветы - цветмилей-милыйполей- полеголодных-голодраздается-датьдремучего-дрёма, дремлетсмола-смолы (на первый слог ударение)янтарями -янтарь потекла-течь... Распредели слова на 2 части безударные гласные и парные согласные подпиши части речи ломкий травинка закричать походка залез пахучий колючий пожалеть низкий стрижка показался чуткий крепкий вражда грязнуля редкий узнавать легковой прогноз капель росинка озяб замёрз
Ломкий-прил. Травинка-сущ. Закричать-гл. Походка-сущ. Залез-гл. Пахучий-прич. Колючий-прил. Пожалеть-гл. Низкий-прил. Стрижка-сущ. Показался-гл. Чуткий-прил. Крепкий-прил. Вр... В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) плывёшь 2) сельдь 3) лечиться 4) оцепить
2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) ар…мат, отр…сль
2) нас…лить, зал…жить
3) раскр…шить, нас…рить
4) прил…жу, перел…мить
3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) пост…рать, оп…реться
2) пр…красный, пр…сесть
3) ро…пись, и…бежать
4) зап…рать, обж…гать
4. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах?
1) скрипуч…, косич…ка, павил…он
2) стереч…, задач…, матер…ю
3) успел укрыт…ся, руж…ё, появиш…ся
4) прос…ба, могуч…, отреж…
5. В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня?
1) вып…чка, заб…раться, выг…рать
2) прим…рение, разв…рить, выкр…шена
3) тр…стинка, ск…зать, выст…рпеть
4) р…сток, заг…р, прик…саться
6. В каком слове пропущена непроизносимая согласная?
1) извес…ный 2) ужас…ный 3) соглас…ный 4) опас…ный
7. В каком ряду во всех словах пропущена буква е или ё?
1) уч…ный, ключ…м, стереж…м
2) саранч…й, ш…фёр, над плащ…м
3) печ…нка, зеркальц…м, над страниц…й
4) с карандаш…м, плеч…м, нож…м
8. Укажите существительное с окончанием –е ?
1) стоять возле акаци …
2) возле коллекци…
3) пройти по дорог…
4) в тетрад…
9. В каком ряду во всех словах пропущена буква е (ё)?
1) свинц…вый, нож…вый, с товарищ…м
2) с лучш…м учеником, хорош…го, с ключ…м
3) щ…голять, стереж…т, в больш…м автомобиле
4) о хорош…м дне, с полотенц…м, круглолиц…ю девицей
10. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?
1) крадёт…ся, улыбат…ся
2) стрич…, моет…ся
3) опасает…ся, подстрич…
4) копат…ся, учит…ся
11. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
1) ст…лить, бл…стательный, подж…гать
2) ж…чь, выд…рал, зап…рал
3) бл…стят, оп…рся, изм…рять
4) прим…рение, заб…ру, вы…реть
12. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
1) верт…шь, терп…шь, посе…шь
2) слыш…шь, увид…шь, ед…м
3) пиш…шь, накле…м, собака куса…т
4) обид…т, раскрас…т, прикле…ть
13. В каком глаголе пишется окончание –ют?
1) они повес…т 3) они просмотр…т
2) они стел…т 4) они бормоч…т
14. В каком предложении союз «и» связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены).
1) С вечера подул сильный ветер и началась гроза.
2) Падает снег и деревья укрываются пушистым одеялом.
3) Вот прилетела большая сова и подала голос.
4) В домах горел свет и веселились люди.
15. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) С сосны упала шишка и покатилась по земле.
2) Вы знали о случившемся?
3) В тайге обитают ценные звери, соболь, песец, норка.
4) Я забросил удочку и увидел, что рыба клюёт.
16. Найди ошибку в характеристике предложения.
Бабушка испекла пирог и поставила его на стол, чтобы он остыл.
1) повествовательное
2) сложное
3) состоит из двух предложений, связанных при помощи интонации
4) грамматическая основа первого предложения – бабушка испекла и поставила, второго – он остыл.
17. В каком примере «не» пишется слитно?
1) Я (не)мог купить новый автомобиль.
2) Все старались говорить тихо, потому что мне (не)здоровилось.
3) Спортсмены (не) будут участвовать в соревнованиях.
4) Ему (не)нравится, когда кто – то разговаривает громко.
18. Прочитай предложения. В какой последовательности их нужно расположить, чтобы получился текст?
А. Это вставал во весь рост отдохнувший лось.
Б. Прислушиваясь к стону лося, человек сидел не шелохнувшись.
В. Человек свистнул, и лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши в лес.
Г. Когда занялась заря, охотника разбудил всплеск.
1) А, Б, В, Г 2) В, А, Г, Б 3) Г, Б, А, В 4) Б, Г, А, В
Прочитайте текст и выполните задания.
1) Вот простучал по сухому дереву дятел. 2) По всему лесу слышна дробь лесного барабанщика. 3) С шумом про летит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. 4) Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. 5) Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена.
19. Определите стиль речи данного отрывка.
1) научный 3) художественный
2) публицистический 4) разговорный
20. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3 - го предложения.
_____________________________________________________________
21. Укажите, в каком предложении встретилось слово с чередующейся гласной корня? Запишите номер предложения и это слово.
1) сельдь2) раскрошить, насорить3) запереть, обжегать4) успел укрыться, ружьё, появишься5) ? 6) известный7) печенка, зеркальцем, над страницей8) пройти по дороге9) четвёртое1... Снег да снежные узоры,
В поле - вьюги разговоры,
В пять часов уж тьма
День - коньки, снежки, салазки,
Вечер - бабушкины сказки.
Вот она зима.
1)найдите в этом предложении слова, где парные согласные в корне.
2)найти слова, где проверяемые безударные гласные в корне.
Снег да снежные узоры. Снег - снега. в пять часов уж тьма. Уж - уже. Проверочное часов - час. день - коньки, снежки, салазки. Снежки - снежок, салазки - салазочки. Проверочно... В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) бережливый, выб…рсм, береговой
2) соберут, поместился, виноград
3) потерять, прикреплять, привлекать
4) растеряться, термометр, растирание
. В каком ряду во всех словах пропущенные гласные корня нель¬зя проверить ударением?
1) княгиня, иждивенец, плавник
2) кавычки, заявить, умалять (достоинства)
3) колбаса, пастила, предложение
4) бастион, завинтить, вентиляция
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) бережливый, выбором, береговой2) соберут, поместился, виноград3) потерять(потЕря), прикреплять... 5 слов с безударной гласной (с проверкой)
Безударная гласная в корне, проверяется удорением вода - воды, земля - земли, трава - травы, сова - совы, окно - окна. Безударная гласная, не проверяемая ударением: аргумент,... 1)Вставьте вместо точек безударные гласные:
Обл…дает, сл…вами, озн…чает, угр…жает. Разл…чают, выр…жают, отл…чают.
2) Допишите словосочетания по вопросам определите их на вид.
Сигнал (какой?)..., понимают язык (какой?)..., животные (какие?)..., подают сигнал (кому?)..., общаются( с кем?)..., стучит по земле (чем?)....
3) Спишите сначала нераспространённые, а затем распространённые предложения. Чем они отличаются?
Собака лает. Собака оскаливают зубы. Пчёлы летают. Пчёлы возвращаются в улей. Птицы поют. Кошки мяукают. Кошки просят пищу. Маленькие птички громко поют. Лошадь стучит копытом. Цыплятам угрожает опасность. Животные издают определённые звуки.
1)Вставьте вместо точек безударные гласные: Обладает, словами (слОво), означает (знАчить), угрожает (угрОза), различают (разлИчие), выражают, отличают (отлИчие). 2) Допишите... Напишите как можно больше слов с орфограммой на безударную гласную!
Страна, гора, борода, жёлуди, чёрный, лиственный, развиваться, Лесник, река, объединение, развевается флаг, развиваться физически, спешить в школу, спишите пример, разредить... 1. Выделите в словах корень и найдите четвёртое лишнее.
а) носить, б) переноска, в) поднос, г) носатый.
2. В каком слове нет приставки?
а) забавный, б) никогда, в) водопровод, г) разукрасить.
3. В каком слове четыре морфемы?
а) домище, б) прехорошенький, в) красноватый, г) кроватка.
4. Какое слово лишнее по смыслу и по составу?
а) галчонок, б) утёнок, в) опёнок, г) медвежонок.
5. В каком слове окончание находится внутри основы слова?
а) мечтает, б) телефонист, в) какого-то, г) кашевар.
6. Пользуясь критерием Винокура (читайте о нём в статье И. А. Громова), найдите слово, в котором нет уменьшительно-ласкательного суффикса.
а) марка, б) морковка, в) щёчка, г) берёзка.
7. Как, судя по рифме, произносила слово дождь М. И. Цветаева? Найдите вариант транскрипции, соответствующий такому произношению.
Над синевою подмосковных рощ
Накрапывает колокольный дождь.
а) [дожд’], б) [дожт’], в) [дошт’], г) [дош–’].
8. В каком слове сочетание чн согласно современным орфоэпическим нормам произносится как [чн]?
а) нарочно, б) Никитична, в) молочная (каша), г) скворечник.
9. Какое из перечисленных правил орфоэпии не относится к старомосковскому произношению?
а) твёрдое [с] в постфиксе -сь, -ся в глаголах;
б) произношение сочетания чн как [шн];
в) оканье – различение гласных [о] и [а] в безударных слогах;
г) произношение прилагательных с основой на г, к, х с твёрдым согласным и нечётким, кратким гласным [ъ] (как громк[ъ]й, строг[ъ]й, тих[ъ]й).
1. Что такое дровни?
а) носить корень нос, б) переноска корень нос, в) поднос корень полном, г) носатый корень нос. №1Лишнее - носатый; Корень во всех словах - НОС№2Водопровод№3 Прехорошенький№4...